0
В корзине пока нет товаров
+7 495 646 83 30
пн-пт с 9:00 до 18:00
Нет в наличии либо на NS
Скейтборды
24 февраля

Горный велосипед в том виде, в котором мы его знаем сегодня, появился в 70-х гг. прошлого века, и очень быстро превратился из нишевого байка для узкого круга велолюбителей в самый массовый тип велосипеда. Секрет популярности оказался прост — райдеров по всему миру покорила его универсальность и незаурядная надежность.

Велосипедисты были впечатлены тем фактом, что на велосипеде, изначально создаваемом для пересеченной местности, можно с не меньшим комфортом покорять городскую стихию, ездить по хорошим дорогам, отправляться в велопоходы, отдыхать и заниматься спортом. Горный байк — он же маунтинбайк ( от англ. mountain bikes) или просто МТВ — стал самым универсальным из всего велосипедного семейства, и остается таковым по настоящее время.

Классический горный велосипед: краткое техническое досье

Несмотря на существование самых разных модификаций, появившихся за десятилетия невиданной популярности этих велосипедов, классический маунтинбайк всегда имеет ряд конструктивных особенностей, которые отличают его от других моделей.

  • 1. Трапециевидная рама повышенной прочности. Сегодня их изготавливают из стали, алюминиевых сплавов или карбона. В сочетании с прямым рулем рама MTB обеспечивает особую «полуспортивную» посадку велосипедиста — она не такая ровная как на городском велосипеде и в тоже время не столь низкая, как на шоссейнике.
  • 2. Среднеразмерные колеса с широкой и «агрессивной» резиной. Золотой стандарт маунтинбайка — колеса диаметром 26 или 27,5 дюймов; также в последние годы большой популярностью пользуются т.н. «найнеры» — горные велосипеды с колесами 29 дюймов. На МТВ устанавливают широкую резину с высоким рельефом протектора — это обеспечивает высокую проходимость, которая для MTB всегда в приоритете. Большие колеса более «накатистые», но менее маневренные. На них сложнее разогнаться, но набрав скорость, вы сможете наслаждаться плавной ездой, стабильным накатом и послушным управлением на крутых спусках. При этом не следует забывать, что на колесах большого диаметра неудобно входить в резкие повороты и приходится тратить больше сил на старте из-за низкой динамики разгона.
  • 3. Амортизационная вилка. Без передней вилки с амортизатором велосипед может называться как угодно, но только не горным. Мягкая вилка — обязательный атрибут маунтинбайка. Она компенсирует ударные нагрузки, возникающие при езде по бездорожью, и поглощает вибрации, защищая тем самым руки от переутомления и обеспечивая точную и безопасную управляемость велосипедом.
  • 4. Многоскоростная трансмиссия. Это еще один отличительный признак MTB. Количество передач в горном велосипеде в среднем составляет от 18 до 28.
  • 5. Дисковые или ободные тормоза. Надежная тормозная система — основополагающее условие для езды по пересеченной местности. В 95% случаев на классические горные велосипеды устанавливают дисковые или ободные тормоза типа V-brake. Последние считаются атрибутом бюджетных моделей, но это не списывает со счетов их достоинств.
2-srednerazmernye-kolesa.jpg

Хардтейлы и двухподвесы — два классических MTB для разных задач

Хардтейл (от английского hardtail — жесткий хвост) — горный велосипед с «жесткой» рамой. Амортизационные функции в таких моделях выполняет только подрессоренная вилка. Ее возможностей достаточно чтобы поглощать удары на кочках и ухабах, сохраняя отличную управляемость велосипедом без онемевших и уставших рук.

Двухподвесы — это горные велосипеды с полной амортизирующей подвеской, т.е. подрессоренным передним и задним колесом. Они имеют не только «мягкую» вилку, но и дополнительный пневмоамортизатор над кареточным узлом. Эти велосипеды предназначены для более агрессивного катания. Стихия двухподвеса — крутые спуски по бездорожью, плохопроходимые лесные и горные тропы и другие экстремальные условия.

3-hardtejly-i-dvuhpodvesy.jpg

Подрессоренная задняя подвеска обеспечивает улучшенный контакт заднего колеса с дорогой, благодаря этому существенно повышается контроль над велосипедом во время агрессивного катания: на крутых спусках, каменистых дорогах, резких поворотах. Конечно, в случае с хорошим двухподвесом улучшается не только управление, но и комфорт для велосипедиста.

4-hardtejl.jpg

Дешевый двухподвес — сыр в мышеловке

Велолюбителям, которые слабо разбираются в технических тонкостях, важно запомнить одно правило. Двухподвесы — это профессиональная категория велосипедов с весьма сложной конструктивной спецификой. Хорошие модели не представлены ни в среднем, ни уж тем более в бюджетном ценовом сегменте. Несмотря на это на рынке в изобилии присутствуют дешевые велосипеды с задней подвеской.

Покупка сомнительного двухподвеса — распространенная ошибка неопытных потребителей, которая всегда доставляет немало головной боли. Дешевая система амортизации ухудшает качество наката на ровной дороге и в разы снижает КПД педалирования. Поломки для дешевых двухподвесов являются нормой, причем многие неисправности не поддаются починке. Таким образом, выбирая бюджетный или среднебюджетный горный велосипед, лучше останавливаться на хардтейлах. Вреда от дешевой задней подвески окажется несравнимо больше, чем пользы.

Двойные обода в приоритете

При выборе МТВ важно обратить внимание не только на колеса — их размерность, толщину покрышки и особенности рельефа протектора, — но и обода. Сегодня в большинстве велосипедов используют модели с двойным профилем, считающиеся более надежным вариантом. Причем, если для прогулочных или городских велосипедов — это просто хорошая рекомендация, то для маунтинбайков — принципиальное условие. При езде даже по легкому бездорожью на колеса припадают большие ударные нагрузки, к которым должна быть адаптирована конструкция обода. Вероятность того, что слабый одинарный обод лопнет или деформируется от удара (который, конечно же, произойдет это в самый неподходящий момент) значительно выше, чем в случае с двойным.

5-profil-dvoynogo-oboda-v-razreze.jpg

Чтобы понять конструктивные различия одинарных и двойных ободов, достаточно посмотреть на них в разрезе. В одностенных вариантах нет дополнительной перемычки, которая усиливает профиль, за счет чего они теряют в прочности и больше подвержены деформациям. Одинарные обода реже поддаются починке после повреждений, в то время как двойной обод можно поправить и вытянуть, даже если он пережил сильную деформацию.

Тормозная дилемма

Тип тормозной системы — это еще один принципиально важный момент, на который необходимо обратить внимание при выборе горного велосипеда. Хорошие тормоза обеспечивают полный контроль над скоростью, поэтому чем активнее вы планируете использовать свой велосипед, тем качественнее потребуется тормозная линия.

6-tipy-tormozov.jpg

Наиболее совершенными с технической точки зрения на сегодняшний день являются дисковые тормоза с гидравлическим приводом — т.н. «гидравлика». Вместо привычных тросиков здесь используют гидролинию, при помощи которой передается усилие с тормозных ручек на колодки, стопорящие дисковый ротор. «Гидравлика» обеспечивает более высокую модуляцию, что отражается на мягкости и четкости работы тормозов.

Дисковую гидравлику редко встретишь на дешевых и среднебюджетных моделях МТВ. Покупатели таких велосипедов сталкиваются с другой дилеммой: им приходится выбирать между дисковыми механическими и ободными тормозами типа V-брейк.

Если выбор стоит между дешевой дисковой механикой и качественными ободными тормозами, лучше остановиться на вторых. Дисковые тормоза хоть и выглядят более внушительно, но реально эффективны только тогда, когда это гидравлика. В противном случае, велика вероятность технических проблем. Тросиковый привод имеет свойство растягиваться и загрязняться, что отражается на качестве работы сложной тормозной системы. Дисковый механизм всегда требователен к точной настройке. А в случае с V-брейками износ тросиков не так выражено влияет на их функциональность. По мере стирания колодок дисковых систем снижается точность работы механизма, увеличивается ход ручки, появляется необходимость в систематических подстройках, с чем могут возникнуть определенные сложности.

Благодаря своей конструктивной простоте ободные тормоза более дешевые, легко настраиваются и неприхотливы в обслуживании. Их незначительный вес не утяжеляет велосипед, а все технические проблемы, которые могут возникнуть с такими тормозами в поездке, легко решить при помощи одного шестигранного ключа.

Системы переключения скоростей. Какая лучше?

Горные велосипеды — это многоскоростные модели. Количество передач в них, обычно, варьируется от 18 до 28. Скоростями управляют при помощи переключателей, расположенных на руле — так называемых шифтеров. Их существует несколько видов, и от выбора шифтера во многом зависит удобство пользования горным велосипедом. На маунтинбайках используют два типа переключателей — триггерные (рычажные) и системы типа грипп-шифт (grip shift).

7-sistemy-pereklyucheniya-skorostey.jpg

Системы грипп-шифт — это поворотные переключатели, работающие по принципу ручки газа на мотоцикле, когда управление скоростями производят путем вращения. Преимущества таких переключателей — плавность хода и возможность быстро «прощелкивать» сразу несколько скоростей. В тоже время, системы грипп-шифт — это атрибут более дешевых горных велосипедов. Из-за своей конструктивной упрощенности они менее точные (не всегда попадают в нужную скорость), не столь надежны и эргономичны как рычажные аналоги.

Триггерные переключатели — механизмы, представляющие собой небольшой блок с двумя рычагами, нажатием на один из них цепь переходит на верхние передачи, нажатием на другой — сбрасывается вниз. Благодаря продуманной эргономике, переключать их можно одним пальцем, не ослабляя хватку руля. Это особенно актуально при скоростном катании, когда важно крепко контролировать руль и не отвлекаться на другие манипуляции.

Выбирая недорогой горный велосипед от вариантов с системой грипп-шифт лучше отказаться. В бюджетном сегменте редко встречаются хорошие переключатели такого типа. Довольно высока вероятность, что шифтер будет проскакивать, не точно переключать передачи или окажется очень тугим при поворотах. Триггерным механизмам, даже самым дешевым, подобные проблемы не свойственны.

Педали горного велосипеда: пластик — не значит плохо

При выборе маунтинбайка не лишним будет обратить внимание на его педали. Это важный момент, от которого зависит не только комфорт при катании, но и безопасность. В конструктивном плане педаль состоит из нескольких компонентов: металлической оси, подшипников, различных болтов и заглушек, но основным элементом является корпус — платформа, с которой контактирует нога во время езды.

8-pedali.jpg

На МТВ часто ставят пластиковые педали. В таком решении нет ничего плохого, но важно, чтобы конструкция платформы не была тонкой и хлипкой — это верный признак некачественной продукции, к тому же сделанной, как правило, из низкопрочного пластика. Такие педали неспособны обеспечить надлежащий контакт с обувью, из-за чего нога постоянно соскальзывает в процессе езды, это не только доставляет неудобство, но и несет потенциальную опасность. Не выдержав нагрузок, плохая пластиковая педаль может сломаться, и металлическая ось повредит голень.

Правило сбалансированности компонентов

Все навесное оборудование горного велосипеда — задние и передние переключатели, шатуны, передние звезды и задняя кассета, тормоза, шифтеры и другие компоненты — должны быть сбалансированы по ценовому признаку. Если вас уверяют, что на велосипеде стоят дорогие элементы трансмиссии (кассета, передние звезды, цепь), но при этом все остальное навесное оборудование имеет сомнительное происхождение, ничего хорошего от такого байка ждать не стоит.

Покупать дешевый МТВ и пытаться сделать его технический апгрейд — сомнительная стратегия, которая, скорее всего, окажется невыгодной. Здесь также работает правило сбалансированности компонентов. Чтобы добиться ощутимого улучшения ездовых характеристик, менять нужно сразу 70-80% технических составляющих. При этом самостоятельный апгрейд потребует немалых технических навыков, которыми располагает далеко не каждый велолюбитель.

Список статей